пʼятниця, 14 лютого 2020 р.

почему ребенку до трех лет не нужны разные развивашки



Педиатр Суламифь Вольфсон о том, почему ребенку до трех лет не нужны дурацкие развивашки (и о том, что на самом деле нужно)

Возраст от года до трех лет – это очень важный период в жизни ребенка. В год малыш едва-едва начинает ходить и знает 2-10 слов, из которых членораздельно произносит полтора. В три года – это уже вполне полноценный человек, который умеет бегать-прыгать-ходить-умываться-одеваться, говорит полными предложениями, обладает зачатками рефлексии, способен на осознанные манипуляции окружающими людьми… с ним можно договариваться и разговаривать, с ним интересно, потому что у него уже есть собственное мнение, у него постепенно отрастает свое представление о высоких философских материях… 

Все это произошло, напоминаю, за жалкие 2 года. 24 месяца – и принципиально качественный скачок развития! Никакой подростковый возраст даже рядом не стоял по скорости, тяжести и значимости этих изменений.

Отсюда два вывода:
✔️Не учите рыбку плавать! Эти изменения произойдут сами, хотите вы того или нет. Ваша задача – обеспечить «рыбке» достаточно просторный и теплый бассейн, потому что в банке плавать неудобно. Как это сделать, расскажу дальше.
✔️Чем больше и быстрее изменения, тем сложнее переживать их ребенку. Именно здесь, в молниеносном отращивании новых навыков и умений, лежат корни пресловутого «кризиса 3 лет» и «terrible two». Эти кризисы развития хорошо известны, способы выживания многократно описаны, на этом я останавливаться не буду. Просто хочу подчеркнуть: от года до трех лет ребенок выраженно и значимо меняется. Это очень важно и – как любое изменение такого уровня – довольно тяжело.

🔵Время от года до трех лет – это время КРУПНОЙ моторики! Бегать. Прыгать: на двух ногах и на одной ноге; вверх и вдаль. Ездить на беговеле. Ездить на самокате. (НЕ ЗАБУДЬТЕ ШЛЕМ!!). Ездить на коньках (они такие трогательные, эти крошечные конечки…). Ездить на роликах. Кататься на лыжах. Кидать мяч: вверх, в даль, другому человеку. Ловить мяч. Пинать мяч ногой. Попадать мячом в цель. Подниматься по лестнице и спускаться по лестнице: вначале на четвереньках, потом приставным шагом, потом последовательно. Лазить по лестнице на детской площадке. Кататься с горки.

Внимание: в этом списке вполне осознанно отсутствует плавание. Это не значит, что ребенка нельзя учить плавать в этом возрасте! Нет, ходить в бассейн и заниматься в малышовых группах можно и в 6 мес, и в 12 мес, и в 24 месяца. Просто надо помнить, что, несмотря на всю пользу плавания для здоровья в любом возрасте, ребенок НЕ НАУЧАЕТСЯ ПЛАВАТЬ в период до 3-4 лет! То есть, если вы начали водить ребенка в бассейн в 6 мес и ходили с ним туда до 18 мес и ребенок НАУЧИЛСЯ нырять и плавать, но потом вы его не водили плавать до 3 лет – все эти навыки ЗАБЫВАЮТСЯ И ТЕРЯЮТСЯ!! Считается, что навык ныряния и плавания остается навсегда только в том случае, если ребенка либо регулярно водили в бассейн до 3-4 лет и далее, либо начали учить плавать в 3-4 года. Так что плавайте на здоровье в любом возрасте, но не рассчитывайте, что этот навык будет стойким без постоянной поддержки.

Крупная моторика совершенно незаслуженно забыта на просторах русскоязычного интернета. Про пользу (мифическую!!) мелкой моторики написаны тома и гигабайты, а крупная моторика считается само собой разумеющейся. Это не так!! Крупную моторику надо развивать, как любую другую:
- развитие крупной моторики способствует развитию нервной системы ребенка, улучшает межполушарные связи
- развитие крупной моторики, как правило, происходит на свежем воздухе. Это, в свою очередь, является профилактикой развития близорукости
- развитие крупной моторики способствует формированию полезных привычек, улучшает отношение ребенка к спорту, помогает налаживать социальные связи и развивает способности ребенка к общению (с ловким и сильным человеком дети охотнее играют и знакомятся; сам процесс беготни и игр обычно требует общения со сверстниками)
- развитие крупной моторики дает основу для развития мелкой моторики: наш организм – это единое целое, если мышцы спины хорошо развиты – мелкие мышцы кисти руки тоже работают лучше
- развитие крупной моторики – это огромный плюс для пространственного мышления. Чтобы мяч попал в цель, надо, чтобы голова могла оценить расстояние до цели, выбрать нужное направление, соизмерить силу удара и т.д.

🔵Время от года до трех лет – это время ЯЗЫКА. Про изучение иностранных языков я напишу в конце, бонусом, а сейчас поговорим про основное: изучение родного языка. Ребенок выучит его сам. Но только от вас зависит, насколько богат и разнообразен будет его словарь, как легко он будет пользоваться синонимами и метафорами, сколько разных способов для выражения эмоций и желаний он будет знать и т.д.

🔵Время от года до трех лет – это время движения. Дети все время двигаются, трогают, переставляют с места на место, крутятся… Это НОРМАЛЬНО!!! Организм знает (не учите рыбку плавать), что сейчас надо развивать крупную моторику (время крупной моторики) и инстинктивно это делает. Если ребенок в возрасте от года до трех постоянно сидит, как пришпиленный и послушно часами выстраивает кубики по ранжиру, то либо вам достался уникальный флегматик, либо это тревожный признак нарушений развития.

Итак. Что же делать с этим загадочным ребенком, от года до трех лет? Как обеспечить ему максимальное раскрытие и реализацию всех возможностей этого возраста? С моей точки зрения, это делается так:

✅1. Никаких дурацких развивашек. Это лишняя и бессмысленная нагрузка в и без того не самый простой период жизни ребенка. Если вам хочется социального общения – идите на детскую площадку, там много таких мам. Если вам хочется социального поглаживания и признания вас хорошей матерью – заведите отдельный блог про ребенка (большей популярностью пользуются только котики) и откройте специальный счет в банке «на развитие моего ребенка». Сообщите об этом счете всем знакомым, родным и близким. Когда им, в очередной раз, захочется, чтобы вы поразвивали ребенка – пусть кладут туда сумму денег. И сами, когда начинаете переживать, что все-все-все уже в жирафиках, а вы еще ползучие слоники, тоже кладите туда сумму денег. В 3-5-7 лет снимите деньги со счета и потратите их на что-то более осмысленное, чем перекладывание кубиков в компании таких же несчастных страдальцев.

✅2. Обязательно занимайтесь с ребенком спортом. Крупная моторика! Хорошие детские площадки, подогнанные по росту и возрасту беговелы-самокаты-ролики-коньки-лыжи и соответствующая защита, мячи и т.д., и т.п. Да, для этого надо много-много-много гулять. Спортивные комплексы дома хороши и забавны, но необходимого уровня физической нагрузки они, к сожалению, не обеспечивают.

✅3. Разговаривайте с ребенком!! Озвучивайте буквально все, что вы делаете и все, что вы видите. Говорите чисто, не злоупотребляйте сюсюканьем.
«Я буду варить суп. Ты любишь суп? У нас сегодня будет овощной суп. Давай, достанем, картошку. Вот, картошка. Смотри, какая она грязная! Давай ее помоем. Вот, кладем ее в миску, поливаем водой. Чистая картошка. Теперь мы ее нарежем. Нож!! Ая-яй, острый, тебе нельзя» - и так до бесконечности. Про голубей на улице, про марки машин, про деревья, про листья, про свое настроение, усталость и ненависть к бесконечному говорению.

✅4. Читайте стихи и сказки. В стихах и без. Без книг, если ребенка это раздражает. С книжками и картинками, если ребенок это позволяет. Озвучивайте и 100 000 раза повторяйте информацию про каждую картинку. Вы возненавидите Курочку Рябу и мысленно миллион раз гильотинируйте Колобка, но деваться некуда. Желаемое вами развитие – вот это оно и есть. Рупасова, Бородицкая, Кружков и Яснов приятно разнообразят засилье Маршака, Чуковского и Барто.

✅5. Цвета, основные животные и растения, основные геометрические формы выучиваются самостоятельно, в процессе бесконечного говорения: «Принеси мне красный кубик. Нет, не зеленый мячик. Нет, не эту дощечку. Вооон тот красный кубик. Красный. Кубик.» «Смотри, птички! Это голуби. Да, вот это голуби. Где голуби? Нет, это не голуби, это твоя замученная мать. Вот голуби. Они летают. Не гоняй голубей!!! Ладно, уже поздно. Это были голуби»

✅6. Снабжайте ребенка правильными игрушками. Бусины, буквы, цифры и прочая чудодейственно-развивающая сухая фасоль – это, конечно, прекрасно. Пока ребенок не засунет целеустремленно по паре пуговиц себе в нос и ухо и не попытается радостно сожрать все сухие макароны, из которых вы вознамерились сделать романтическое ожерелье. Всему свое время. В три года радостно сдадите ребенка в Монтессори-садик и будете наслаждаться бесконечным мелким мусором (да-да, это поделки, очень трогательно) по всей площади квартиры, включая потолок.

Но до этого основу игрушек ребенка должны составлять:
- палатка, чтобы туда залезать и вылезать
- мегаблоксы или аналогичные крупные кубики, хорошо соединяющиеся друг с другом
- юла
- неваляшка
- кубики обычные и фигурные, для постройки и разрушения башен и замков
- машинки крупные, желательно с парой двигающихся примочек (открывается кабина, откидывается ковш и т.д.)
- горка или серпантин, по которому может съезжать машинка или скатываться крупный пластмассовый шарик
- штуки для игр с водой
- штуки для игр с песком
- куклы или мишки или и то, и другое. Детская посуда, предметы для ролевых игр в кухню, гости, доктора и т.д. Уже в два года дети начинают постепенно приступать к ролевым играм, хотя пик таких игр приходится, конечно, на возраст от 3 до 7 лет
- мыльные пузыри
- крупные музыкальные игрушки (да, порадуйте соседей, подарите ребенку барабан, бубен и пищачую дудку)
- бизибокс и-или аналогичные развивающие кубы
- сортеры с крупными деталями

Краски, пластилин и кинетический песок начинают положительно восприниматься разными детьми в разном возрасте. Есть спокойные флегматичные созерцатели, которые охотно в это играют уже в 12-18 мес, есть более активные сангвиники и холерики, которые начинают радоваться таким вещам только ближе к 2 годам. Все это – варианты нормы.

✅Обещанное про изучение иностранных языков. Есть два способа – вырастить билингва или учить язык. Билингв – золотая мечта всех родителей, не сумевших выучить хотя бы один иностранный язык! – требует ПОСТОЯННОГО общения на 2 (можно трех или четырех:)) языках. Никакие песенки-мультики не сделают из ребенка билингва и даже не особо помогут в изучении иностранных языков потом. Либо мама говорит на одном языке, а папа (который тоже много общается с ребенком!!) на другом, либо родители говорят на одном языке, а няня (8-12 часов в день, ежедневно, на протяжении 2-3 лет, с последующей поддержкой в саду!) на другом.
Если же возможностей вырастить билингву нет, то язык изучается. В зависимости от способностей ребенка и материальных возможностей родителей, к изучению языков можно приступать в 3-5 лет или в 7-9 лет или в 12-14 лет. В каждой возрастной группе – свой подход к изучению языков. Любой из них требует методичности и постоянства; не надейтесь научить ребенка иностранному языку за 2 года и потом все бросить – как выучилось, так и забудется:(. Много денег, много внимания, терпения, времени и участия.
При этом еще очень многое зависит от изначальных способностей самого ребенка к иностранным языкам. Любой здоровый ребенок способен выучить иностранный язык, в любом возрасте. Но у кого-то это произойдет легко и играючи, а другой будет вынужден пролить семь потов, прежде чем добьется результата.

Подводя итоги: вам достался золотой ребенок и сейчас у него один из самых прекрасных и самых сложных периодов в жизни. Пройдите его вместе с ребенком и рядом с ним, не отдавайте это трудное счастье на откуп «развивашкам»!
Автор: Суламифь Вольфсон https://zulfia.livejournal.com/

Немає коментарів:

Дописати коментар