Как разумно и без паники подготовиться к обучению
На самом деле, с этим ажиотажем вокруг крутых школ — сплошная беда. В садах преподают основы экономики (это не шутка) и китайский, занимательную математику и игру в го. Вот только попу малыш не всегда чисто вытирает. Вещи свои не всегда может узнать. Но это так, мелочи. В школе наверстает — главное, чтобы был готов.
Уловили ироничный тон? Исправляюсь, буду серьёзной. Конечно, к школе готовиться нужно в нынешнее время, другой вопрос — как, где, зачем? С вопросом «зачем» всё понятно. Школа предъявляет целый ряд новых требований к ребёнку.
Начнем с того, что это новая социальная роль для него. Здесь есть правила, и все по ним играют. Здесь нужно уметь затормозить свое желание встать, сказать что-то, перебить. Если говорят, нужно слушать. Если спрашивают — отвечать. С детьми — договариваться, уроки — делать. Все это требует вначале огромных ресурсов от ребенка — энергетических. Колоссальная работа по произвольной регуляции своего поведения. Особенно, для детей, не посещавших сады, клубы и прочие дошкольные учреждения. Но и в садах все же свободы гораздо больше.
Второе — требования к определённому развитию учебных навыков ребёнка. Сейчас в школе формально дети изучают буквы до Нового года. По факту же практически с самого начала от детей ожидается умение читать, хотя бы на базовом уровне. Про внимание я уже упомянула.
Речь — самое слабое звено. Последствия увлечения китайским и математикой.
Ожидается, что первоклассник способен связно выражать свои мысли, озвучивать свои желания, аргументировать, задавать вопросы, вступать в диалог, понимать инструкции, уметь пересказать услышанное. Ну и, конечно, все проблемы по логопедии должны быть решены до школы — иначе всё это пойдет в письмо, так или иначе.
Следующий пункт — его нужно было поставить в начало (Ребенок в школе один, класс большой, мамы и воспитателя нет. Впервые ребенку придется принимать решения относительно того, в какой момент сходить в туалет (до, после, во время урока), как заправить рубашку в брюки, зашнуровать ботинки, одеться, собрать свои вещи в портфель, ничего не забыть. Не смейтесь. Большая часть первоклассников, увы, испытывает огромные затруднения с навыками самостоятельности. Читаем выше — если навык не автоматизирован, он жрет ресурс. Ресурс мозга, нужно отметить.
Таким образом, если наш ребёнок не умеет работать в условиях правил и ограничений, не может тормозить свои импульсы, когда они в нем возникают, не понимает того, что вообще такое школа (как это все работает), не самостоятелен, имеет трудности восприятия информации на слух, не умеет концентрироваться — подумайте три раза про школу (особенно, про школу в шесть лет). Его ресурс будет на 90% уходить на освоение всех этих навыков, а на учебную деятельность останется только 10% его энергии.
-----------------------------------------
Теперь из вышеописанного мы понимаем, как же ребёнка готовить к школе. Забудьте про немыслимые развивашки и кубики Зайцева. Время не обгонишь. Думаю, большинство детей хоть как-то читают в шесть-семь лет (про чтение будет отдельный пост). Учить писать до школы также категорически вредно. Языки — спорный вопрос. Одним словом — оттягивая ресурс ребенка на собственно УЧЕБУ, вы натренируете то, что он будет проходить в первом-втором классах, но не подготовите его к самому процессу учёбы.
Если ребёнок ходит в хороший сад, многое закладывается там, и я не вижу смысла в специальной подготовке по вечерам — не экологично. Если ребёнок не ходит в сад или вы все равно хотите уделить особое внимание подготовке, читайте дальше. Если Вы хотите ходить на подготовку ради поступления в крутую школу, то да, ходить придется, но не нужно учить ребенка дома, дрессировать его. Обычно в сильных школах сидят сильные психологи — они все равно отберут детей зрелых и мотивированных, а не «самых умных» и натасканных. Так что ходить без фанатизма можно, если вы уверены, что ваш ребёнок достаточно зрел для такой школы.
Также я «за» подготовку, если ее ведет тот же педагог, который набирает класс. Это и правда отличная возможность, понять за год — оно или не оно. Присмотреться к школе, ее философии, подходу. При этом сама подготовка особого смысла не несет, нужно это понимать. Водить ребенка на подготовку в две разные школы, в школу, куда Вы не идете, в специальный клуб — все это абсолютно не продуктивно, поверьте. Ну, про клуб я соглашусь, если ребенок домашний, там другая ситуация. Ребенку нужно будет элементарно привыкнуть работать в группе.
------------------------------
Итак, теперь о том, что можно и нужно делать дома.
Теперь из вышеописанного мы понимаем, как же ребёнка готовить к школе. Забудьте про немыслимые развивашки и кубики Зайцева. Время не обгонишь. Думаю, большинство детей хоть как-то читают в шесть-семь лет (про чтение будет отдельный пост). Учить писать до школы также категорически вредно. Языки — спорный вопрос. Одним словом — оттягивая ресурс ребенка на собственно УЧЕБУ, вы натренируете то, что он будет проходить в первом-втором классах, но не подготовите его к самому процессу учёбы.
Если ребёнок ходит в хороший сад, многое закладывается там, и я не вижу смысла в специальной подготовке по вечерам — не экологично. Если ребёнок не ходит в сад или вы все равно хотите уделить особое внимание подготовке, читайте дальше. Если Вы хотите ходить на подготовку ради поступления в крутую школу, то да, ходить придется, но не нужно учить ребенка дома, дрессировать его. Обычно в сильных школах сидят сильные психологи — они все равно отберут детей зрелых и мотивированных, а не «самых умных» и натасканных. Так что ходить без фанатизма можно, если вы уверены, что ваш ребёнок достаточно зрел для такой школы.
Также я «за» подготовку, если ее ведет тот же педагог, который набирает класс. Это и правда отличная возможность, понять за год — оно или не оно. Присмотреться к школе, ее философии, подходу. При этом сама подготовка особого смысла не несет, нужно это понимать. Водить ребенка на подготовку в две разные школы, в школу, куда Вы не идете, в специальный клуб — все это абсолютно не продуктивно, поверьте. Ну, про клуб я соглашусь, если ребенок домашний, там другая ситуация. Ребенку нужно будет элементарно привыкнуть работать в группе.
------------------------------
Итак, теперь о том, что можно и нужно делать дома.
- Самостоятельность
- Психологическая готовность, социальная роль
- Правила
- Пространство
- Речь
-------------------------
Таким образом, мы видим, что-то, насколько бегло ребенок умеет читать, писать и считать — вообще не тема готовности к школе. Достаточно, если он хоть как-то читает и немного считает — остальному научат. А вот учить нужно тому, о чем мы вскользь поговорили: ориентация в пространстве и времени, связная грамотная речь, самостоятельность и самоконтроль, умение работать по правилам и по инструкции, желание учиться. Именно из этого и складывается так называемая готовность к школе. То есть, не сумма навыков, а функционально созревший для обучения мозг.
Многие мамы на волне увлечений ранним развитием, пытаются обогнать время — учат именно учебным навыкам, начиная с трех лет. Но природа так устроена, что оттягивая энергию в одно русло, мы обесточиваем другое, иерархически более важное. Построив дом на плохом фундаменте, мы будем иметь проблемы с его устойчивостью, трещинами в стенах и т. п. Именно поэтому сейчас в школах так много детей умных, накаченных разнообразными умениями, но абсолютно дезадаптированных, беспомощных, вялых, немотивированных или напротив, импульсивных, неадекватных. Поймите, что когда этап сада прошел, ни один учитель не будет учить Вашего ребенка поведению и нормам — глупо обвинять его непрофессионализме. Это задача наша — не важно, где и как.
На самом деле, всё так сложно звучит, а ребёнок это всё сам усваивает, если:
- Создавать ему условия (среду).
- Не мешать расти.
- Не накачивать его тем, что не соответствует задачам его возраста.
- И отдельная тема — здоровье.
Друзья. Наши дети будут очень много сидеть в школе — у многих начинаются на этом фоне головные боли, тошнота, вялость — сосудистые проблемы, плюс мышечные зажимы в шейном отделе позвоночника. Одним словом, не нужно много сидеть до школы — гимнастика, бассейн, прогулки — все это должно занимать достаточное количество времени в расписании.
Источник: Анна Высоцкая
Немає коментарів:
Дописати коментар